Особняк Корнилова (угол улиц Московской и Чернышевского, здание гастронома "Корниловский")



Особняк КорниловаПостроен в первой трети XIX века по проекту саратовского губернского архитектора Г.Петрова - ученика В.М.Суранова.
Григорий Васильевич Петров был саратовским губернским архитектором в 1819-1857 годах.
Особняк принадлежал одному из богатейших саратовских купцов Степану Корниловичу Корнилову. После его смерти был куплен у дочери владельца купцом Сырниковым.
Из частных домов Саратова начала XIX века это был один из самых больших и интересных по своей объемно-пространственной композиции домов.
В доме Корнилова Г.Петров выступил как достойный продолжатель своего учителя, он развил традиции саратовского классицизма.
По воспоминаниям Н.М.Чернышевской (внучки Н.Г.Чернышевского) дом "был окружен оградой каменной, окна вместо деревянных ставен закрывались сплошными железными полотнами; двери закрывались тяжелыми засовами, калитка всегда была на запоре". Дом описан также Н.Г.Чернышевским в "Автобиографии" и в рассказе "Покража", К.А.Фединым в повести "Старик".
Автор особняка - Г.Петров - за четверть века работы в Саратове строил много не только в губернском центре, но и в Вольске, в селе Золотом. Петровские дома отличает зрелость, разнообразие композиционных приемов, изощренность деталей, тонкое чувство ансамбля. Все это особенности позднего классицизма. Достоинством мастера было стремление избежать архитектурного штампа, сложившегося в постройках зодчих-классицистов к середине XIX века. Особняк Корнилова -одна из лучших его работ.
Реставрационные работы не проводились. Но в 1967 и в 1969 годах был произведен ремонт дома, в результате которого его фасады частично переделаны. В частности, были сломаны мезонины боковых крыльев здания и заменены на венчающие карниз аттики.
Каменный оштукатуренный особняк С.Корнилова расположен на пересечении ул.Московской и Чернышевского (б.Большая Сергиевская),стоит по красной линии застройки, композиционно завершая и оформляя угол квартала. Имеет важную градостроительную роль, открывая собой со стороны ул.Московской ансамбль Музейной площади, по стилю - классицизм.
Пространственная композиция обусловлена Г-образным планом со скругленным углом и угловым же акцентом, дом имеет соответственно угловую ось симметрии. Композиционным акцентом служит ротонда, объединяющая уровень 2-го и 3-го этажа и одинаково раскрепованная по угловым крыльям. Ротонда обращена строго на север, сюда же обращен и главный вход, помещенный строго по оси. Скругленность угла как бы подчеркивает обращенность его на угол, на перекресток. Закругленный угол -не только эффектный, но и эффективный градостроительный прием, один из излюбленных архитектором Петровым. Боковые двухэтажные" корпуса примыкают к ротонде под тупым углом. Концентрация смысловой нагрузки нарастает от флангов к центру. К восточному крылу здания вплотную примыкает двухэтажный дом, со стороны западного имеется въезд во двор. Здание имеет трехосевую композицию.
Первый этаж здания решен единым приемом: цоколь, рустовка, большие прямоугольные окна, профилированная горизонтальная тяга на всю длину дома. Собственно ротонда начинается со 2-го уровня: четыре композитные колонны плавно охватывают полукружие ротонды, поддерживая гладкий фриз и сильно вынесенный профилированный карниз, наконец полусферу купола. Окна 2-го этажа ротонды - полуциркульного завершения. 3-го, низкого по высоте -квадратные, небольшого размера. Колонны объединены балюстрадой с балясинами, боковые крылья решены строго и просто. В них просматриваются "образцовые" проекты той поры: плоский фасад с нечетным числом окон, тяжеловатый карниз, небольшой фронтон во главе мезонина, овальное окошко под ним.
Первоначальная планировка 1-го этажа включала круглый вестибюль по оси входа, по сторонам которого располагались вдоль уличных фасадов два большие зала (каждый из них использовался как торговое помещение). Жилые помещения размещались во втором этаже, планировка которого повторяет планировку первого этажа. Первоначальная отделка интерьеров не сохранилась. Корниловский особняк - интересный пример зрелого классицизма в Саратове. Он выделяется простотой, но выразительностью архитектурного решения, качеством отделки, нетривиальностью пространственного решения. Имеет ценную градостроительную роль как составное звено ансамблевого памятника Музейной площади.

Источники:
  1. Полев A.M. Зодчество Среднего Поволжья первой пол. XIX века (I800-I860 г.г)- Дисс.канд.арх-ры, Л.,1961.- С103
  2. Терехин С.О. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области.- Саратов: Приволж.кн.изд-во, 1990.-152 с.
  3. Калинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области.- Саратов, Приволж.кн.изд-во, 1979 г. 344 с.