Крытый городской рынок



Здание Крытого рынка было выстроено по проекту известного в Саратове архитектора В.А.Люкшина. Для автора проект и строительство главного торгового дома Саратова явилось главным делом жизни.
В 1907 году автор получил заказ от городской Думы на строительство этого здания. Перед началом проектирования архитектору совместно с представителем городской Думы была предоставлена возможность осмотреть лучшие рынки и крупнейших городах России: Одессе, Риге, Санкт-Петербурге, Москве. На это ушло три года. В 1911 году Люкшин представил Думе "Доклад о поездке и осмотре крытых рынков в лучших городах России". Еще год ушел на создание проекта.
В облике главного торцевого фасада чувствуется влияние киевского прототипа, но авторский вариант имеет более развитую конструктивную и изысканную композиционную схему.
В 1914 году началось строительство, которое закончилось в 1916 году. По мнению современников, это был лучший рынок в России.
Стилистически здание относится к стилю модерн в его рациональном прочтении. Большим достижением архитектора явилось умелое применение новых стальных конструкций-ферм для перекрытия основного пространства рынка и купола. Это дало возможность создать безопорное пространство трехсветной высоты.
В обширных подвалах рынка были сооружены холодильные камеры, оборудование которых поставила и установила швейцарская фирма.
В 80-е годы прошлого века, во время капитального ремонта были демонтированы холодильные установки, фасады освобождены от нагромождения рекламы, им был возвращен первоначальный вид, отремонтированы интерьеры. Капитальный ремонт 80-х годов XX века проводился по проекту, разработанному в институте "Саратовгражданпроект". Руководитель работ - Захарова Г.А.
Прямоугольное в плане, кирпичное, оштукатуренное здание стоит по красной линии застройки ул.Чапаева и является градостроительной доминантой площади Кирова (бывш.Митрофаньевской), определяя ее масштаб и организуя пространство. В композиционно-пространственной структуре сооружения выделяется объем трехсветного торгового зала рынка с куполом в центре. По периметру вокруг зала рынка в два этажа расположены торговые помещения универмага. Конструкция здания каркасная. Главный объем, полный воздуха и света, выстроен с использованием новых для начала XX века конструкций - стальных ферм разного очертания - двухскатных и полукруглых, первые использовались для перекрытия зала, вторые участвовали в устройстве ребристого купола, расположенного в центре на пересечении продольной и поперечной осей. Оси закреплены 4-мя главными входами в рынок, а на их пересечении, под куполом, был сделан круглый фонтан со скульптурной группой из двух колхозниц. Пространство рынка освещалось естественным светом при помощи высокого треугольного фонаря, венчающего кровлю и крупных прямоугольных окон в верхней части стон рынка высотой почти в целый этаж. Кровля здания двухскатная, крытая жестью, в интерьере видна деревянная обшивка потолка. Здание имеет 4 главных входа в рынок и 8 в универмаг, фасады равноценные. Главный вход в Крытый рынокТорцевой фасад, обращенный на пл. Кирова, симметричен, и, как и три остальных, трехчастен. Он образуется двумя пространственными плоскостями: заглубленной стеной с огромным трехцентровым оконным проемом зала рынка и выступающей плоскостью фасада универмага. Трехчастность композиции подчеркнута тремя легкими ризалитами в одну ось. Углы здания раскрепованы, скруглены, здесь расположены входы в универмаг. Окна 1-го и 2-го этажа, кроме ризалитов, прямоугольные, витринные, крупного размера. Боковые ризалиты на втором этаже имеют окна полуциркульного завершения, окно 2-го этажа центрального ризалита - с трехцентровым завершением, под ним расположен вход в рынок.
Декоративный фрагмент Вход поддерживается двумя погрудными фигурами атлантов. Широкие лопатки, разделяющие окна и фланкирующие ризалиты, придают фасаду спокойный ритм, нарушаемый разорванным из-за разности высот центральных частей и ризалитов карнизом. Фасад богато декорирован лепниной.Декоративный фрагмент Круглое окно треугольного аттика центрального ризалита обрамлено лепным растительные орнаментом. В верхней части торцевой стены рынка помещен лепной герб Саратова - три сходящиеся в центр стерляди. Под гербом лепное изображение головы коровы, над гербом - сноп пшеницы. Герб заключен в лавровый венок. Фланги торцевой стены отмечены надписью "1914" и "1916" годы с датами строительства здания, фланкирующие пилястры завершены вазонами, интереса расстекловка окна и дверей входа рынка: в чугунные переплеты вставлено толстое, ограненное под хрусталь, стекло.
Противоположный, юго-западный торцевой фасад, решен несколько по-иному. Его композиционный акцент смещен к центру мощным трехосевым ризалитом. В центре ризалита по оси - вход в рынок, поддерживаемый атлантами. Над входом на 2-ом этаже - широкое окно трехцентрового завершения и фланкирующими его двумя чугунными фоне дверями. Боковые окна ризалита полуциркульного завершения, на 2-ом этаже карниз разорван и раскрепован по лопаткам. Лопатки завершаются наверху массивными парапетными тумбами с чугунной решеткой. Ризалит венчается треугольным аттиком с круглым окном, обрамленным лепниной. На торцевой стене рынка надпись "Городской рынокъ".
Продольные фасады Крытого рынка обращены на ул.Чапаева и сквер у кинотеатра "Победа". Оба они симметричны, пятичастны, с акцентом в виде купола в центре. Их отличает протяженность, ритм крупных прямоугольных окон и разделяющих их пилястр. Ось симметрии закреплена центральным ризалитом с полуциркульного завершения окном и четырьмя легкими, выделяющимися полуциркульного завершения ризалитами.
Все здание опоясывается невысоким раскрепованным цоколем и раскрепованной же горизонтальной тягой между 1-ым и 2-ым этажом, с лепным орнаментом. Объединению фасадов служит и парапет с чередованием тумб, завершающих лопатки, и чугунные решетки.
В интерьере рынка сохранился фонтан, сейчас не функционирующий, конструкции ферм, определяющие характер внутреннего убранства.
Здание Крытого рынка представляет собой уникальный не только для Саратова, но и России в целом, образец стиля модерн, играет значительную градостроительную роль, определяя масштаб и характер застройки окружающего пространства.

Источники:
  1. Терехин С.О. Века и камни: Памятники архитектуры Саратовской области.- Саратов: Приволж.кн. изд-во. 1990
  2. Терехин С.О. Архитекторы Саратова ХVIII-начала XX в. в. Краткий обзор.- Саратов: Изд-во СГТУ, 1994
  3. Памятники русской архитектуры и монументального искусства.- М.: Наука, l963