Салько Алексей Маркович (1839-1918)

Инженер-архитектор.

Кто же он, этот скромный труженик, почти безвестный в большом мире архитектуры специалист, обладавший, однако, собственным, своеобразным, если не стилем, то почерком, в шутку именуемым его земляками "салькоко"?
Шла вторая половина XIX века. Капиталистический способ производства вызывал коренные преобразования всей экономической культурной жизни российского общества. Говорят, что в архитектуре на смену остаткам русского классицизма в это время пришел эклектический стиль, призванный решать новые задачи архитектурного строительства и вооруженный новыми возможностями в виде более совершенной строительной техники и новых строительных материалов. Он и стал тем направлением, которого придерживался в своей работе Салько, будучи зодчим своего времени. Отдавая должное деловой целесообразности возводимых зданий, архитектор заботился и о внешней привлекательности домов, украшая фасады орнаментами, барельефами, меандрами. Почерку Алексея Марковича свойственны ненавязчивые ритмы полуколонн, разделяющих высокие, закругленные вверху окна, полуовальные наличники, изящные консоли, оригинальные рельефные карнизы и панели.
Первая большая работа Салько-дом Вакурова, построенный в 1874 году, где вскоре была открыта гостиница "Столичная". Представляется, что в этом проекте архитектором еще не найдены оптимальные пропорции между элементами формы и содержания. Здание выглядит тяжеловесным, явно страдает неоправданной перегруженностью барельефов на фасаде. Видимо, отсутствие опыта помешало Алексею Марковичу объективно оценить будущее впечатление от своей работы, когда выполненный на ватмане чертеж обретет реальные контуры. Но уже следующее творение Салько во многом свободно от недостатков первого проекта. Огромное здание окружного суда (1879 г.) выглядело респектабельным, деловым и привлекательным. Здесь уже чувствуется рука опытного мастера, умеющего сочетать рациональность с нарядностью, четкую строгость композиции с мягкостью оформления. Именно это отличает все лучшие сооружения, возведенные по проектам Салько: глубокое понимание нужного соотношения целесообразности и эстетичности, простоты и выдумки.
Таков, к примеру, дом, спроектированный Алексеем Марковичем для фельдшерской школы, выстроенной в 1899 году на углу Никольской и Б. Сергиевской улиц. В связи с этим саратовская пресса единодушно поздравила горожан "с новым великолепным зданием", назвав его одним из лучших в Саратове и признав, что оно делает честь его создателю. С такой оценкой вполне можно согласиться. Действительно, этот хорошо знакомый нам дом - несомненная творческая удача архитектора.
В обликах некоторых зданий Салько чувствуется традиционно русский мотив, влияние отечественной архитектурной школы: затейливые орнаменты из кирпича, декоративные карнизы, веселые кокошники, башенки - что-то от старинных боярских палат, от расписной новгородской избы, от знаменитой кремлевской зубчатки.
Не об этом ли вспоминается при взгляде на причудливую мозаику краснокирпичных узоров, на башенку с флюгером, на балконы с хитросплетенным литьем перильцев, украшающих фасад гостиницы "Московская"?
Большим знатоком старорусского зодчества и незаурядным мастером проявил себя Алексей Маркович в церковном строительстве. Возведенный по его проекту в 1889 году на Полтавской площади Княже- Владимирский собор в честь 900-летия крещения Руси (к сожалению, не сохранившийся до нашего времени) явился подлинным архитектурным шедевром Саратова, одним из лучших творений Салько, сумевшего воплотить в облике храма мощь и величие России, ее размах, и широту, и удаль, и миролюбие, и веселый добрый нрав.
Одна из наиболее значительных работ архитектора, его "лебединая песня" - здание управления РУЖД, законченное постройкой в 1914 году. Впечатляющее своими размерами сооружение (кстати, самое большое в Саратове до сегодняшнего дня), задуманное Салько как чисто деловой офис, отличающийся внешними строгостью и сдержанностью, внутренним удобством, вместительностью, простым, но эстетичным оформлением...
За время своего пребывания на должности городского архитектора, по самым скромным подсчетам, Салько подготовил проекты 120 крупных зданий, а кроме того, проектировал склады, дамбы, мосты, бойни, руководил устройством канализации, расширением водопровода, выполняя и мелкие проекты по надстройке и расширению домов. Бурная деятельность Алексея Марковича захватывала и уездные города и деревни, где по его замыслам возведено множество церквей - каменных и деревянных. В связи с этим в одном из номеров "Саратовского дневника" за 1902 год упоминается, что городской архитектор "мотается по губернии, проводя в Саратове два дня в неделю".
Поражает работоспособность Алексея Марковича. Можно предположить, что в творческой мастерской архитектора у него были толковые и оперативные помощники, ибо одному человеку такой гигантский труд просто физически не под силу. Но даже и при этом обстоятельстве, при условии осуществления только руководства проектированием, работа Алексея Марковича впечатляет своим объемом. К тому же штат технического отдела городской управы, в ведении которого находились архитектурные дела, в 1910 году насчитывал всего восемь человек: три архитектора (Салько, Стерлигов, Люкшин) и пять техников. Так что в любом случае оказываемая Алексею Марковичу помощь могла быть очень скромной.
Работал архитектор в основном дома, в своем рабочем кабинете, где была установлена чертежная доска, а на письменном столе красовались стаканчики с остро отточенными карандашами, лежали угольники, лекала и прочий чертежный инструмент. Книжные шкафы и ящики стола были забиты справочниками, пособиями, трудами по архитектуре и строительству. Рабочий день Салько начинался, как правило, утром, в 8-9 часов, и продолжался до вечера. После ужина Алексей Маркович отдыхал, проводя время с гостями или занимаясь дома с детьми.
Перу городского архитектора принадлежит несколько небольших трудов специального характера. В Саратове были изданы его руководства к устройству церквей, больниц, школ.
До глубокой старости Алексей Маркович продолжал работать. Последнее здание, проект которого он подготавливал, было выстроено в год ухода Салько с поста городского архитектора. К этому времени Алексей Маркович имел за плечами пятьдесят один год непрерывного напряженного труда. Заявление об отставке Салько подал в 1914 году, будучи уже семидесятишестилетним стариком, в полной мере ощущая тяготы преклонного возраста - усталость и нездоровье. Специальным решением управы определено "сохранить 1-му городскому архитектору его жалованье 4000 рублей в год в качестве пенсии, выдать 1000 рублей на лечение и за исключительные заслуги Салько повесить его портрет в помещении думы".
Помимо редкой работоспособности и таланта, Алексей Маркович отличался большой добротой, человечностью, порядочностью. Он был необыкновенно скромен, честен, мягок и отзывчив. Невысокого роста, с лукавым прищуром светло-голубых глаз, седой шевелюрой и бородой, умным интеллигентным лицом, одетый обычно в черную суконную пару при белой рубашке и неизменной бабочке - таким представляется нам сегодня наш замечательный земляк Алексей Маркович Салько.
В 1915 году он тяжело заболел и через три года скончался от кровоизлияния в мозг восьмидесяти лет от роду. Похоронен он был в Саратове, но место его захоронения до сих пор не установлено.
Архитектурное наследие Алексея Марковича столь значительно, что даже простое перечисление всех его работ составит длинный список. Саратов обязан этому человеку целым рядом великолепных зданий, некоторые из которых украшают городские улицы вот уже более века. И здания эти все так же радуют глаз и выполняют замысел их создателя. Учебные корпуса, школы, больницы, гостиницы, управления, жилые дома прошли самую серьезную из проверок - проверку временем. Это ли не свидетельство одаренности специалиста, который проектировал свои сооружения не в угоду сиюминутной конъюнктуры, но в расчете на долговременное их назначение, на вечные понятия красоты и гармонии? И странно сознавать, что имя архитектора не живет ныне в памяти города, как живут его творения. Думается, что беспрецедентный вклад Алексея Марковича в формирование архитектурного облика нашего города, в его культурное развитие заслуживает того, чтобы именем архитектора была названа одна из городских улиц. Это будет достойно памяти Алексея Марковича, это будет исторически и человечески оправданно и даже красиво. Улица архитектора Салько!
В заключение приводим список сооружений, возведенных в городе Саратова по проектам архитектора А.М. Салько:

  1. Городской театр (1865 г.) -- ныне капитально реконструированное здание театра оперы и балета
  2. Дом Вакурова (1874 г.) - старый корпус сельхозинститута
  3. Паровая мукомольная мельница (1878 г.) - ул. Вольская у Волги
  4. Окружной суд (1879 г.) -- ныне школа-интернат №3. на углу ул.Московской и Радищева
  5. Ново-Покровская церковь (1885 г.)-колокольня снесена. Купола церкви снесены, в оставшемся здании - мастерские Саратовского отделения Союза скульпторов. Улица Горького около Б. Горной
  6. Дом Мещерякова (1881 г.) - в двухэтажном виде. Ныне дом надстроен. Угол пр. Кирова и Горького, "Гастроном"
  7. Как производитель работ участвовал в строительстве музея им. Радищева (1885 г.)
  8. Княже-Владимирский собор (1889 г.)-ныне снесен. Располагался на территории нынешнего детского парка
  9. Дом Никитина (1890 г.)-ныне служебное помещение Управления МВД. Угол ул.Вольской и пр. Кирова
  10. Городская больница (1890 г.) - ныне старый корпус 1-й Советской больницы
  11. 1-е реальное училище (1890 г.) -ныне школа №19, ул. Мичурина
  12. Общественные бойни (1891 г.) - 2-я Садовая у Волги
  13. Лазарет Мариинского института (1893 г.) - ныне пристройка к клубу им.К.Либкнехта
  14. Духовное православное училище (1893 г.) - ныне госпиталь на ул.Советской, угол Рахова
  15. Дворянский пансион (1895 г.) - ныне школа №8, Коммунарная улица
  16. Пристройка к зданию биржи (1905 г.) -ныне корпус университета на Театральной площади
  17. Лавки на Верхнем базаре (1894-1897 гг.) - ныне снесены
  18. Новые казармы (1898 г.)-ныне корпус университета и военное училище на Московской ул. между Аткарской и Ст. Разина
  19. Фельдшерская школа (1899 г.) -ныне медицинское училище на углу Радищева и Чернышевского
  20. Родильный дом (1899 г.) -не установлен
  21. Дом Шмидта (1899 г.)- т.н. Парсамовская больница, угол ул.Московской и Коммунарной
  22. Казенные винные склады - совместно с Климентьевым и Стерлиговым (1899 г.) - Университетская улица
  23. Дом общества взаимного кредита - гостиница "Московская"(1901 г.)
  24. Перестройка здания городской управы с надстройкой третьего этажа (1901 г.)-ныне институт "Промпроект" на углу Октябрьской и Московской улиц
  25. Новая музыкальная беседка в Липках (1902г.)
  26. Коммерческое училище (1905 г.)-ныне институт механизации сельского хозяйства
  27. Управление РУЖД (1909-1914 гг.)-ныне управление Приволжской железной дороги на Музейной площади

      Источники:

      1. Материалы к биографическому словарю архитекторов народов СССР.-М.,1987
      2. Саратов. листок - 1891.-20 ноября
      3. Саратов. дневник - 1898.
      4. Cеменов В.Н. В старину саратовскую;: Очерки и рассказы о прошлом нашего края.- Саратов: Региональное Приволжское кн.изд-во "Детская книга", 1994.- 334с.
      5. Адрес-календарь Саратовской губернии.-1888.