Художественный салон



Академическая дача имени И.Е. Репина
25.04.2019
Идея основания "Академической дачи" принадлежала В.А. Кокореву, популярному в России общественному деятелю, предпринимателю, коллекционеру произведений искусства и меценату. Он любил общество художников, которые приезжали туда, писали этюды, устраивали с хозяином жаркие споры об искусстве и природе художественного творчества. Как-то ненароком родилась у него идея организовать в давно пустовавшем напротив его усадьбы доме управляющего заглохшего водного пути приют для неимущих студентов Императорской академии художеств, где они могли бы летом продолжать свои занятия. Усадьба и все постройки при ней опустели, парк был запущен. Но, несмотря на это запустение, местность сама по себе была необычайно привлекательна, содержала столько прекраснейших картин, написанных природою, что, несомненно, давала богатейший материал для художников. После настойчивых хлопот согласие на открытие заведения было получено. В.А. Кокорев был назначен почетным попечителем "Владимиро-Мариинского приюта для художников" - так стали называть будущую "Академическую дачу". Это было 22 июля 1884 года. Почти сразу же после открытия дачу стали регулярно посещать профессора и преподаватели Академии: П.П. Чистяков, В.И. Якоби, В.В. Верещагин, Н.Д. Дмитриев-Оренбургский, и другие. Она постепенно становилась местом серьезного изучения пленэра и, что самое главное, изучения окружающей жизни. Поэтому отнюдь не случайна ее большая популярность в студенческой среде. Скоро сюда стали присылать наиболее талантливых учеников, заслуживших это право своими успехами. Неоднократно на дачу приезжал И.Е. Репин. Он останавливался в верхней маленькой комнате главного дома. В один из приездов в 1898 году здесь им был написан этюд "На Академической даче", находящийся теперь в Русском музее. Этот этюд правдиво передает атмосферу сосредоточенной и увлеченной работы, которая царила здесь. Именно тогда родился на даче обычай, сохранившийся до наших дней: ставить постановки и писать их всем вместе на открытом воздухе. Коллективные постановки явились лучшей формой овладения мастерством. Никто не прятал своих секретов, никто не отгораживался. Так дача просуществовала до 1904 года. Революционные настроения захватили и молодых художников. Здесь стало неспокойно. Часто студенты собирались вместе, спорили, пели революционные песни. Кончилось тем, что дачу закрыли. Шло время. Потребность в потерянном приюте испытывали и студенты и преподаватели. Наконец, 13 апреля 1907 года И.Е. Репин подает заявление в совет Императорской Академии художеств, для доклада на общем собрании по вопросу о возобновлении Академической дачи. И вот дача вновь была открыта. В списках студентов, отправляемых на дачу в эти годы, можно найти многих художников, ставших впоследствии выдающимися мастерами российского искусства: Н.К. Рерих, А.А. Рылов, К.Ф. Богаевский, А.Е. Яковлев, П.М. Шухмин, М.И. Курилко, П.Д. Покаржевский, П.В. Митурич, П.А. 1948 год можно считать временем второго рождения "Академической дачи". В этом году в результате длительных хлопот председателя товарищества "Всекохудожник" Т.И. Катуркина, бывавшего на даче еще в студенческие годы, и его сподвижника Д.С. Суслова, она была открыта вновь. Началась новая страница в истории первого в стране Дома творчества художников. Нелегкими были ее первые дни. Немало хозяйственных и организационных проблем легло на плечи ее первого директора П.Н. Козельского, проработавшего в этой должности более сорока лет. Дача стала работать ежегодно, сюда приезжали по путевкам Союза художников живописцы со всей страны. Здесь не только повышали свой профессиональный уровень, собирали этюдный материал для будущих произведений, но и писали картины. Для каждого двухмесячного заезда творческой группы назначался художественный руководитель, в задачу которого входила организация творческого процесса каждого художника, оказание ему помощи и поддержки. Первыми такими руководителями были известные художники П.Н. Крылов, Т.Г. Гапоненко, Ф.П. Решетников, А.П. Бубнов. Так постепенно возникала эта новая форма работы, складывались ее методы, вырисовывался ее характер. Приезжал на дачу писать весну Н.М. Ромадин. Н.М. Чернышев создал здесь свои известные пейзажи. Бывал на "Академичке" и С.В. Герасимов, любивший вместе с художниками, продолжая репинскую традицию, поработать над постановкой. Около пяти лет художественным руководителем дачи был ученик С.В. Герасимова А.В. Волков, оставивший по себе самую добрую память. Написанная им здесь картина "Освобождение" получила широкую известность. Это были годы первых послевоенных выпусков художественных институтов. Новые талантливые силы вливались в отечественное искусство - молодые художники, получившие жизненную закалку, прошедшие Великую Отечественную войну, пронесшие сквозь все годы испытаний мечту об Искусстве. "Академическая дача" стала для них, не имевших еще необходимых условий для работы, родным домом. В мастерских тогда работало по пять - семь человек, мольберт стоял к мольберту, все стены были увешаны этюдами, эскизами, картонами. Во всех жила жажда творчества, каждый стремился выразить пережитое, свое, сокровенное. В эти годы сюда приезжают выпускники Суриковского института Ю.П. Кугач. Б.М. Неменский, Н.К. Соломин, И.В. Шевандронова, А.А. и С.А. Тутуновы, И.С. Сошников, И.А. Попов, Н.А. Сысоев, О.Г. Светличная, М.А. Суздальцев, В.П. Косенков. Здесь в эти годы начинал свой творческий путь самобытный русский художник В.Ф. Стожаров. Вскоре он стал художественным руководителем "Академической дачи" и много лет оставался им, меняясь с братьями А.П. и С.П. Ткачевыми, тоже появившимися здесь к тому времени. Они поразили всех своей неутомимостью. Их мастерская стремительно наполнялась этюдами. Они работали всегда и везде. За дверью их студии всегда шла кропотливая работа - создавались их многочисленные произведения: "Между боями", "Прачки", "В трудные дни", "Матери", "Сенокосная пора" и многие другие. В 1950 - начале 1960-х годов на "Академичке" возникла особая художественная атмосфера. Над всем главенствовал здоровый дух творческого соревнования, товарищеская заинтересованность в успехах друг друга. Все жили высокой идеей служения искусству. Долгими зимними вечерами читали в столовой вслух русскую классику, слушали музыку Шопена, Бетховена, Чайковского, льющуюся из старенького "дачного" пианино, любили вечерами гулять по дороге до плотины, искренне, откровенно беседуя об искусстве, картинах, художниках, читая стихи или вполголоса напевая. А утром чуть свет все уже в мастерских... Это были годы первых выставок "Советская Россия"», для подготовки к которым сюда на "Академическую дачу" направлялись талантливые художники из разных городов. Множество известных картин состоялось здесь. А принимавшие участие в просмотрах-обсуждениях и работавшие рядом со всеми старшие мастера - А.М. Грицай и Ю.П. Кугач - были всем товарищами и способствовали этому здоровому духу творческой атмосферы. И вот уже новое поколение увлечено этим краем. Все так же из всех городов России едут сюда художники: В.В. Родионов, Д.В. Журавлев, М.Ю. Кугач, Н.Н. Соломин, П.В. Елкин. Значение "Академической дачи" в российском, украинском, белорусском, молдавском, прибалтийском и другом искусстве становится неоспоримо. Для многих живописцев пребывание здесь стало жизненной и профессиональной школой. Здесь проходило становление их творческой личности, определения пути в искусстве. В 1964 году Дому творчества было присвоено имя И.Е. Репина. Тогда же в честь 120-летия со дня рождения художника, на доме, в котором он останавливался, была открыта мемориальная доска. В 1974 году здесь был торжественно открыт памятник этому великому живописцу (скульптор O.K. Комов). Весь комплекс "Академической дачи имени И.Е. Репина" ныне включен в список памятников истории местного значения, разработана его охранная зона и зона охраняемого ландшафта, что является порукой тому, что уникальная природная и духовная атмосфера этого места будут сохранены на века.
Заказать звонок